KORA-Персефона — богиня Подземного царства и возвращения Весны

+7(495)724-13-70 отдел доставки

пн-пт с 10 до 19, сб-вс с 11 до 18

Моя корзина 0 0 руб.

KORA-Персефона — богиня Подземного царства и возвращения Весны

KORA-Персефона — богиня Подземного царства и возвращения Весны


КОРА (Κόρη, «девушка»)

В греческой мифологии KORA — имя богини Персефоны, которое она носила до того, как стала женой Аида и царицей подземного царства, а также впоследствии в течение тех двух третей года, которые она проводила со своей матерью Деметрой как богиня плодородия земли.

KORA-Персефона - дочь богини Деметры, «Матери земли», богини плодородия и земледелия. Ее отец – верховный бог олимпийцев громовержец Зевс, брат Деметры. В пору молодости и веселья у них родилась дочь. Но Зевс покинул Деметру и она воспитывала дочь одна.

Миф, гласит, что в Кору влюбился могущественный Аид – повелитель царства мертвых, старший брат Зевса. Он пришел к громовержцу просить руки его дочери. Верховный бог оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он не хотел обидеть брата решительным отказом, ведь только при помощи Аида и Посейдона он смог одержать верх над отцом Кроном и занять трон на Олимпе. С другой, знал, что Деметра не простит ему, если KORA окажется в Тартаре. Зевс поступил дипломатично. Он не отказал брату, хотя и заявил, что согласия своего не дает. Аид правильно понял намек и решил похитить Кору.

Юная KORA вместе со своими подругами, молодыми богинями Артемидой и Афиной и дочерями Океана – океанидами беззаботно собирала полевые цветы на прекрасном лугу. Вокруг цвели фиалки, лилии, гиацинты, крокусы и розы, наполняя своим благоуханием все вокруг. Аид видел, как резвились девушки, и решил незамедлительно похитить свою невесту. Он упросил богиню земли Гею вырастить прекрасный цветок с чудесным ароматом, и появился нарцисс. KORA почувствовала волшебный и незнакомый запах, отдалившись от подруг, поспешила сорвать его. Не думала она, что еще не скоро увидит цветущую землю и солнечный свет. Только она прикоснулась к стеблю цветка и сорвала его, как земля перед ней внезапно разверзлась, из недр ее на конях, черных как ночь, и в золотой колеснице появился Аид – владыка страны подземного мира, страны умерших. Он схватил Кору, поднял на колесницу и в мгновение ока скрылся в недрах земли. KORA боролась и пронзительно кричала, призывая на помощь Зевса, но помощь не пришла. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры. Он достиг морских глубин, и достиг высокого Олимпа. Ни и его быстро заглушили горы и скалы. Никто не видел, как похитил Кору мрачный Аид. Лишь бог Гелиос-Солнце заметил, что случилось.

Охваченная горем и печалью, ее мать богиня Деметра облачилась в темные одежды. Девять дней она искала свою любимую дочь по всей земле, не останавливаясь ни на минуту, не знаю отдыха, не останавливаясь на отдых и еду. В конце концов, ей удалось выяснить у Гелиоса, куда подевалась ее дочь .Бог-Солнце открыл тайну, что Персефона, с молчаливого согласия Зевса, стала женой могущественного Аида.

Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца Зевса за то, что отдал он без ее согласия Кору в жены Аиду. Без прекрасной юной Коры всякий рост на земле прекратился. Трава пожухла, цветы прекратили свое благоухание, опустили яркие венчики и засохли. Облетела листва с деревьев. Леса стояли обнаженными. В садах не было плодов. Высохла виноградная лоза, исчезли из виноградников тяжелые сочные гроздья. Земля перестала родить, поля были пусты, ни травинки, ни колоска не было на них. Животные перестали плодиться, а женщины рожать. Воцарился голод. Гибель грозила всему роду людскому. Но, погруженная в печаль Деметра ничего не замечала.

Великому Зевсу ничего не оставалось, как сдаться и он тогда к своему мрачному брату своего личного посланника-глашатая быстрого, как мысль красноречивого Гермеса. Быстро помчался Гермес в подземное царство и нашел Аида, который сидел на ложе рядом с подавленной и плачущей Персефоной. Посол поведал Аиду волю Зевса.



Из глаз Коры перестали литься слезы. Услышав, что она свободна и может вернуться, девушка вскочила, чтобы отправиться вместе с Гермесом. Но не успела она взойти на колесницу, запряженную конями Аида, как один из садовников Гадеса, по имени Аскалаф, закричал, что он собственными глазами видел, как госпожа KORA сорвала гранат (кстати сказать, у древних греков гранат был символом плодородия, процветания и супружества) с дерева в саду и съела семь сладких зерен. Он заявил, что готов где угодно подтвердить, что она вкусила пищу мертвых. Аид ухмыльнулся и приказал Аскалафу тоже сесть сзади на колесницу Гермеса.

Существуют разные версии, сама ли Персефона сорвала гранат или повелитель подземного царства хитростью уговорил ее съесть несколько зеренышек. Так или иначе, она их съела и с этого момента оказалась привязанной к царству мертвых, была обязана возвращаться туда. Стремительно полетели бессмертные кони, и в мгновение ока достигли храма в Элевсине. Деметра и Персефона бросились друг к другу и обнялись. Однако, радость была недолгой. Узнав о гранате, Деметра стала грустней, чем прежде. Раздосадованная и разочарованная она заявила, что никогда не вернется на Олимп и не освободит землю от своего проклятия.

Зевс убедил Рею вмешаться и помочь ему. Только помощь Реи – матери Гадеса, Деметры и самого громовержца удалось уговорить Деметру принять случившееся. Был заключен договор, согласно которому KORA становилась царицей поземного мира и три месяца в году должна была проводить с Гадесом в Тартаре. Остальные девять месяцев она могла быть с матерью. Богиня Геката обязалась неусыпно следить, чтобы этот договор беспрекословно соблюдался. Деметра, наконец, вернула земле жизнь и плодородие.

История Коры на этом не заканчивается. Юная наивная дева, маменькина дочка трансформируется в могущественную богиню, правительницу огромного подземного царства, где она может повелевать судьбами людей.

Даже не смотря на это скрытая виктимность – жертвенность в характере и личности Персефоны столь велики, что ее пытались похитить повторно. Стоит заметить, что к этой истории причастна еще одна женщина, которую неоднократно похищали, архетип Коры в ее личности очень силен. История этого похищения такова:

Два закадычных друга Тесей и Пирифой (Пейрифой) оба овдовели. Жена Пирифоя Гипподамия умерла в полном расцвете своей красоты. Жена Тесея Федра покончила с собой, оклеветав перед мужем своего пасынка Ипполита, что привело к гибели юноши. Оплакав свою потерю, Пирифой отправился к Тесею в Афины и там они договорились похитить прекрасную Елену. Елена дочь Зевса и царицы Спарты Леды, слава о ее красоте гремела по всей Греции. Похищение удалось, и погоня их не настигла. Спрятав Елену, они кинули жребий, кому она должна достаться и выпала удача Тесею. Девушка была настолько юна (по разным источникам от 10 до 13 лет), что жениться на ней немедленно он не мог и укрыл невесту у своей матери Эфры.

Через несколько лет, когда Елена достигла возраста, чтобы Тесей мог жениться на ней, Пирифой напомнил другу о том, что пора добывать невесту и ему. Они обратились к оракулу Зевса, перед которым ранее давали клятву. Не знаю уж почему, но оракул решил пошутить над ними, но ответ его был ироничным, мол, вы украли одну мою дочь, почему бы не похитить и другую. «Почему бы не посетить царство мертвых и не потребовать в невесты для Пирифоя Персефону, жену Аида? Она самая благородная из моих дочерей». Тесею эта идея не понравилась, он понимал последствия, которые наступят, если последовать безумной этой шутке. Однако, Пирифой все принял за чистую монету и стал настаивать. Тесей не мог отказаться, поскольку дал клятву. Приятели спустились в Тартар и добрались до дворца Аида.

Аид, как подобает могущественному правителю, не подал вида и не показал своего гнева. Наоборот, он принял их и спокойно выслушал безумное и бесстыдное требование, даже предложил им сесть, указав на трон, вырубленный прямо в скале. Хозяину подземного царства отказывать не принято, ничего не подозревая, приятели уселись куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они мгновенно к нему приросли, да так, что встать, не покалечившись, уже не смогли. Вокруг них шипели змеи. Их бичевали богини мести эринии и терзал зубами трехголовый Кербер. Мрачный Аид смотрел на все это и усмехался. Так провели они четыре года, пока в Тартар не спустился Геракл. Он пришел туда исполнить задание Эврисфея и привести Кербера. Гадес позволил взять пса, если герой сможет усмирить его. Тесей и Пирифой в мольбе протянули руки.

Персефона приняла Геракла, как брата. И тут мы видим уже не Кору, а Персефону - богиню, повелительницу, способную даровать милость, путеводительницу смертных, спустившихся в подземный мир. Она разрешила Гераклу забрать неразумных злодеев обратно на землю, конечно если он сможет их оторвать. Геракл ухватил Тесея обеими руками и стал тянуть, тянуть, тянуть пока, со страшным треском, не отодрал его от трона. Правда, часть его попы так и осталось намертво прилипшей к камням. Говорят, что после этого происшествия все потомки Тесея выделялись несуразно крохотными ягодицами. А вот Пирифоя Геракл не смог сдвинуть с места. Земля угрожающе затряслась и герой был вынужден оставить его. В конце концов, именно Пирифой был зачинщиком этого предприятия.

Персефона уже взрослая разумная и опытная женщина. Она владычица и правительница огромного мира умерших, Путеводительница живых людей – смельчаков, рискнувших спустится в Тартар, её желания и слова имеет значение и вес. Она помогает Гераклу, пленительная музыка Орфея, спустившегося за своей возлюбленной, настолько тронула сердца Персефоны и Аида, что Эвридике было позволено вернуться к жизни (однако, Орфей не выполнил условия договора и навеки потерял жену). Она по просьбе Афродиты прячет в «укромном месте» Адониса.

Об Адонисе стоит рассказать отдельно. Далеко не каждая замужняя греческая богиня имела официальных любовников. У Персефоны их два – Адонис и Дионис.

Афродита воспылала ревностью к Смирне – дочери кипрского царя Кинира. Её мать хвасталась, что ее дочь прекрасней самой богини красоты и любви. Афродита впала в гнев и решила отомстить Смирне. Она внушила девушке страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда Кинир был пьян настолько, что плохо соображал, Смирна забралась к нему в постель. Кинир, обнаружив, что стал и отцом и дедом пока еще не родившегося ребенка, так разъярился, что схватился за меч.

Бедная Смирна бросилась прочь из дворца. Он почти настиг ее но Афродита, уже сожалевшая о содеянном, спешно превратила ее в мирровое дерево. Родительский меч расколол ствол пополам, а из трещины выпал крошечный Адонис. Афродита закрыла его в ларец и передала его Персефоне, попросив припрятать шкатулку в укромном месте.

Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Мальчик был такой славный, что она отнесла его в свой дворец и воспитала его. Весть об этом дошла до Афродиты, и та явилась в Тартар, чтобы потребовать Адониса назад. К тому времени Адонис уже стал возлюбленным Персефоны и она отказалась подниматься на верх, чтобы передать его Афродите.

Персефона отказалась подняться наверх, поскольку Адонис к тому времени уже стал ее возлюбленным. Афродита пожаловалась Зевсу, но он, отлично знал, что Афродита тоже имеет виды на Адониса и отказался решать эти неприглядные дрязги двух богинь. Он передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы и та признала за Афродитой и Персефоной равные права на владение Адонисом, поскольку первая способствовала его рождению, а вторая спасла из ларца. Каллиопа разделила год на три равные части. Одну треть Адониса должен был проводить с Афродитой, другую треть с Персефоной и наконец была треть года, в которую Адонис получал отдых от любвеобильных богинь и проводил как ему заблагорассудится.

Однако Афродита жульничала, используя свой волшебный пояс (это пояс обладал силой наделять того, кто его наденет, необычайной сексуальной привлекательностью). Она заставила Адониса отдать в ей треть года, принадлежавшую ему самому, да еще и прихватила часть времени Персефоны. Вознегодовавшая Персефона пожаловалась Аресу, заявив что Афродита предпочитает ему юного Адониса. «Какого-то смертного, да еще такого женственного!» — кричала она. Разъяренный Арес обернулся диким вепрем, набросился на Адониса, который в то время охотился в горах и нанес ему смертельную рану на глазах у Афродиты. Из капель его крови выросли прекрасные цветы анемоны, а душа отправилась в Тартар. В отчаянии Афродита отправилась к Зевсу и стала вымаливать разрешение, чтобы Адонис проводил с Персефоной лишь наиболее суровую часть года, а на все летние месяцы оставался ее спутником, на что Зевс великодушно согласился. (Некоторые, правда, утверждают, что вепрем был Аполлон, который мстил Афродите за обиду). В этом Персефона повторила сюжет своей собственной жизни, спор между Деметрой и Гадесом.

Персефона, со временем, превращается в грозную богиню, несмотря на то, что у нее самой есть любовники, она безжалостна к увлечениям мужа. Несчастную нимфу Мяту (Минту), влюбленную в Аида, она растерзала. На месте ее гибели выросла душистая мята.

Хотя Персефона и не являлась одной из двенадцати олимпийцев, она была важной фигурой в Элевсинских мистериях – главном культе древних дреков. Культ Персефоны (Коры) отождествился с культом богини жизни и возвращения Весны.